Краткое описание технологии пошива и создания ростовой куклы.

Делая построение чертежа костюма ростовой куклы, нужно обязательно учитывать эластичность применяемого материала. Из супер эластичных тканей делают облегающие костюмы. Изготавливая костюмы из материалов плотных, не растягивающихся ни по основе ни по утку, нужно обязательно давать припуск на свободное облегание, или, (назовем по другому) припуск на свободу движений, куклы, как правило, выполняют свою роль не статически, хотя есть и такие, а двигаются и пляшут, размахивая конечностями, раздают листовки и тд. Все эти движения должны быть свободными, с некоторым, желательно, запасом. И ковтюм ни в коем случае не должен ограничивать амплитуду движений аниматора.

Тем более, костюм не должен порваться. Подобная практичность достигается за счет конструктивных особенностей построения костюма ростовой куклы в первую очередь, а уж в следующую за счет качества применяемых материалов, или использования новейших материалов.

Одним из таких современных материалов, используемых для придания обьема, являются трикотажные материалы, дублированные поролоном — как на картинке внизу. При грамотном выполнении, мы можем получить очень хороший результат. Простота и незамысловатость компенсируются яркими цветами и нарочитой кукольностью героев. Применение этого метода имеет право на жизнь вне всякого сомнения.

После построения чертежа, придав обьем ростовой кукле, учтя все необходимые припуски на облегание и свободу движений, всевозможные обьемы и обхваты, длины и ширины, переносим наш чертеж с бумаги на основную ткань, коей может являться ткань от трикотажных полотен из различных комбинаций синтетических, искусственных,  хлопчатобумажных и вискозных нитей, флиса, или искусственного меха. Перечень этих материалов занял бы не одну станицу.

Перенеся мелом чертеж костюма ростовой куклы, вырезав все детали, исполнитель приступает к изготовлению. Конструктивными особенностями костюма ростовой куклы, а это либо комбинезон, либо костюм, состоящий из двух частей — штанов и части верха, являются в большинстве случаев застежки на молнии (потайные и не потайные), воротник стойка, манжеты рукавов и низа брюк, как правило, на резинке. Изготавливая костюмы ростовых кукол из меха, необходимо ставить подкладку. При необходимости между основной тканью и подкладкой ставится утеплитель или наполнитель (в зависимости от поставленных задач утеплить или увеличить в обьеме) для придания костюму схожести с утвержденным образом.

Но, каким бы ни было, казалось бы, новое и оригинальное решение или прием при изготовлении костюма ростовой куклы, оно не может претендовать на универсальность. Впрочем как и любые другие решения, учитывая, что мир героев ростовых кукол многообразный и многочисленный, даже просто огромный. А изготовление каждого костюма требует принятия новых уникальных приемов, чем и увлекателен этот бесконечно творческий процесс создания ростовых кукол.

Количество наполнителя определяется требуемым получением обьема в области бедер талии или груди, а может и в отдельных конечностях.

Обувь ростовых кукол это может быть отдельная тема, так как она индивидуальна и зависит от того где и как будет работать ростовая кукла. в одних случаях она одевается на обувь аниматора, в других непосредственно на ногу актера, единственное требование она должна соответствовать образу костюма ростовой куклы.

Пошив обуви для талисманов спортивных команд — это, пожалуй, самый дорогостоящий вид обуви и он несомненно должен выполнятся профессионалами и в фабричных условиях. А так как условия эксплуатации в данном виде наиболее суровые, она должна быть не только стилизованной но и легкой удобной и крепкой, аниматор много двигается на спортивной площадке и ничто ему не должно мешать.

Материалом для верха обуви может служить тот же материал что и для основного костюма ростовой куклы, хотя может и зависеть от желания заказчика и фантазии мастера.

Самым главным девизом мастера при изготовлении ростовой куклы должны стать слова: схожесть с образом, практичность, легкость и удобство, что собственно и не отличается от требований, предьявляемых и к современной одежде.

Важная часть костюма ростовой куклы это голова. Способы и технологии изготовления как давно известные, такие, как изготовление из папье маше, или поролона уже уступают со временем более современным материалам, таким как: изолон или экструдированный пенопласт, полиэфирная и эпоксидные смолы.

Голова ростовой куклы, учитывая применяемую технологию, может быть обтянута тканью, или просто шпаклеваться и покрываться грунтовкой. Затем раскрашивается с помощью аэрографа или кисточки. В настоящее время появились текстильные краски, позволяющие расписывать и обтянутые материалом головы.

Обзор для аниматора в голове ростовой куклы делается, как правило, через рот, нос или глаза. Необходимо также предусмотреть отверстия для доступа воздуха, при необходимости установитьпринудительное охлаждение, для чего применяют вентиляторы или (и) специальный охладительный жилет. Аниматор, одев голову ростовой куклы, смотрит в большинстве случаев через ее глаза или рот. В отдельных случаях для большего проветривания и снижения температуры, в голове ростовой куклы устанавливается кулер, тогда как для охлаждения комбинезона применяют охладительный жилет.

Для некоторых видов ростовых кукол в ее голове устанавливается микрофон.